Рецензия на фильм «Новый Человек-паук: Высокое напряжение»
Жанр | приключения, фантастика, кинокомиксы |
Режиссер | Марк Уэбб |
Сценарий | Алекс Куртцман, Роберто Орси |
В ролях | Эндрю Гарфилд, Эмма Стоун, Джейми Фокс, Дэйн ДеХаан,
Колм Фиор, Фелисити Джонс, Пол Джаматти |
Бюджет | $200 000 000 |
Форматы | 2D, 3D, IMAX 3D |
Премьера | 23 апреля |
Ограничения по возрасту | 12+, PG-13 |
Ну что ж, добрался я до текста по «НЧП:ВН», хотя в другой своей рецензии я и так сказал про фильм очень много (кому интересно, потом поделюсь ссылочкой). Но все равно имею удовольствие сказать еще больше. Итак…
Шел 1961 год, Стэнли Мартин Либер, как обычно пыхнув косячком и взглянув на стену (а там он наверняка что-то увидел), придумал нового супергероя. Он и так раньше придумывал их во множестве, но взорвал мир комиксов он именно этим, на тот момент еще побочным персонажем. «Человек, сука, паук!» – воскликнул Стэнли и поделился этим со своим другом, художником Стефаном Джей Дитко. «Завязывай ты с дурью, Стэн» – ответил тот, но, приобщившись к прекрасному, все-таки воплотил на листке бумаги первый эскиз парня в голубом трико. Как врут очевидцы, изначально костюм был полностью черным: его легче рисовать, да и образу он соответствовал лучше.
Но популярность пришла к этому герою не благодаря цветастым треникам, а потому, что он стал чуть ли не первым супергероем-подростком, не находящимся в тени у взрослых дядь-героев. Он был сам по себе, свой собственный, со своими прыщами, любовными трудностями, ужасными отношениями со сверстниками и большой семейной драмой. И подростки, даже те, кто раньше комиксы не читали, полюбили его, ведь через него они смотрели на себя. С ним они стремились стать лучше и изменять мир вокруг себя. Он был им так близок, что очень скоро серия комиксов про него стала чуть ли не самой главной у издательства Marvel.
За это время «Паук» был множество раз издан, продолжен, переиздан, пере-переиздан, изменен, перерисован, переписан и т.д. У него менялись художники, сценаристы, вселенные. Паук успел побыть и пришельцем, и зомби, и даже совсем не Питером Паркером, а одним из его наследников. Появление его на ТВ и в кино было вопросом времени. 12 лет назад (а это было ой как давно, если подумать) Сэм Рэйми, режиссер треш-хоррора «Зловещие мертвецы», снимает большой голливудский блокбастер по нашему сегодняшнему герою. Мне было тогда 17 лет, и я не мог не остаться в стороне.
И, как большой фанат мультсериала (комиксы у нас тогда были чрезвычайно редким явлением, а на русском можно было найти только какие-нибудь совсем детские про Микки Мауса и медведя Бэнси), захотел приобщиться к прекрасному. Приобщился. Ходил зеленый, как гоблин, два дня. «Как?» - вопрошал я, - «Как можно было так испоганить фильм про супергероя?!» Отвратительная режиссура, нулевые злодеи, омерзительный кастинг. От последнего я плююсь до сих пор.
Но через два года, в 2004, Рэйми перепрыгнул свои собственные достижения в сиквеле. От количества слез и соплей, пролитых в кадре, зрители в кинозале могли захлебнуться. Если раньше это все было просто убого, то в сиквеле усугубилось Скукой Смертной. Я даже вот сейчас не могу припомнить ни одной экшен-сцены или перла от Паука. Я не сомневаюсь, что это все там было, просто оно утонуло в соплях Магуайра.
И вот третья часть, которая, вопреки слитым первым двум, внушала некоторый оптимизм. Во-первых, ее снимали и готовили гораздо дольше. Во-вторых, для фильма специально разрабатывали программы для графики и спецэффектов. В-третьих, бюджет подрос до $260 млн., а для 2007 это были невероятно солидные деньги, а главное, что харизматичных злодеев было анонсировано во множестве.
Ага, щас, раскатал я губы. В этом куске кинематографа сконцентрированы все минусы предыдущих фильмов, только было добавлено ноу-хау серии: невероятная тупость главных героев. Нет, не просто невероятная тупость, а тупость, не поддающаяся человеческой логике. Но экшен был хорош, этого не отнять, однако его было все так же чертовски мало.
После чего дело встало за четвертой частью. Но там уж и Рэйми не захотел, и аппетиты продюсеров были большими (хотели снять два фильма разом), а уж актерский состав во главе с Тоби сидел, по-моему, даже у фанатов фильма в печенках. Вместо четвертой части решили перезапустить проект с новыми лицами, и по новой вселенной.
И так в режиссерском кресле оказался Марк Уэбб, постановщик неплохого фильма «500 дней лета». В 2012 году он представляет фильм The Amazing Spider-Man, названный в честь первых самостоятельных выпусков комиксов про этого героя. Но фильм и по своей структуре, и по событиям, и по концепции был не совсем по этой вселенной комиксов о пауке. Эта была своеобразная версия Ultimate-вселенной о нем, где при сохранении фундаментальных канонов, изменяли характеры и внешний вид персонажей.
Думаю, не стоит говорить, как я был счастлив такому перезапуску. Хорошая, нет, просто отличная режиссура, злодей с характером настолько тонким, что его очень сложно назвать злодеем по натуре. Скорее он был жертвой обстоятельств. И это осложняло ненависть к нему. После того треша, что снимал Рэйми, это был просто взрыв впечатлений.
И вот, спустя два года, я снова радостно пошел в кино. Конечно, убогое русское название меня уже не оттолкнет, я и на худшие адаптации ходил, поэтому не буду сейчас заострять внимание на таких мелочах. Посмотрим во внутрь самого фильма.
За рулем снова Марк Уэбб, что просто не может не радовать. Снял он без малого трехчасовое кино, которое потом урезали на полчаса, в частности, убрав из сюжета Мери Джейн, сохранив персонажа для третьего фильма, а также подсократив будущую Черную кошку на несколько сцен с ее участием. Но и без этого всего фильм получился чертовски длинным, и это его главный недостаток. Конечно, будь тут три полноценных злодея, ими можно было бы забить все два с половиной часа, но злодеев в этом фильме всего два. Третий, несмотря на то, что он есть на постерах, является чисто эпизодическим персонажем, который на фоне остальных смотрится просто комично и выбивается из общего настроения, задающего фильм.
А настроение, меж тем, у фильма совсем не радостное. Похоже, в моду вновь возвращается мрачняк: то Кэп ломает черепа, то вот из Паука делают одного из самых трагических персонажей, что, кстати, не так далеко от канона, как могут подумать не знакомые со вселенной люди.
Итак, Питер Паркер (Эндрю Гарфилд) закончил школу. Тут всё как положено – красиво-цветастая церемония вручения дипломов. Но пока подруга его дней, Гвен Стэйси (Эмма Стоун), цитирует Стива Джобса со сцены, Паркер сильно опаздывает за своей заветной бумажкой об окончании. Да-да, он спасает город от преступности, «бэзваздмездно, то есть даром». Конечно, может быть, ему бы стоило найти работу, обустраивать собственное жилище, а не жить за счет старенькой тети Мэй (Салли Филд), вынужденной пахать в две смены, чтобы содержать мальчика. Но это же Паук, благородный герой, и, местами, полный кретин с долей эгоизма. Об этом далее.
Паук становится национальным достоянием! Толпа скандирует его имя, когда он появляется! Преступники при этом появлении стараются ретироваться, но порой именно из-за Паука такие злодеи и появляются на свет. В центре внимания двое.
Первый, Макс Диллон (Джейми Фокс) – обычный электрик в корпорации Оскорп. Он одинок, несчастен, нелюбим коллегами, и, наверное, единственная причина, почему он еще не перерезал себе вены, в том, что однажды его спас от гибели Человек-паук, моментально став для Макса чуть ли не Иисусом. Из-за несчастного случая на производстве, Макс превращается в Электро. Пока он пытается совладать со своими силами, появляется Паук, и их взгляды кардинально расходятся. Паук перестает быть для Макса объектом подражания, а становится главным врагом.
Второй злодей, как и было обещано, Зеленый Гоблин, он же друг Питера Паркера Гарри Осборн (Дэйн ДеХаан). У этого на уме одно – изменить мир, продвинуть прогресс и занять место недавно умершего отца. Мешает ему в этом одна маленькая деталь – заболевание, которое передалось ему от отца. Его дни, несмотря на молодость, уже сочтены, поэтому, желая продлить себе жизнь, он ищет Человека-паука, чтобы сделать себе из его крови лекарство. В своей погоне он лишается всего и малость трогается умом.
После этого краткого описания персонажей у меня вопрос к читателю – разве они плохие? Они оба появились потому, что эгоистичный Паркер не стал им помогать. Оба этих злодея, вместе или по отдельности, жертвы, причем это проявляется даже больше, чем с профессором Коннорсом из первой части. Если у того просто были жестокие методы, то данные субъекты вообще не заслужили того, что с ними в итоге произошло.
Чем вам не мрачная история? Герой оказывается говнюком, антагонисты вызывают больше сочувствия, чем пострадавшие от их действий, а развязка ложится глубочайшим отпечатком на восприятии Паркера. Теперь он понял, что не всесилен, и что порой он приносит всем больше вреда, чем пользы. Он, Человек-паук, уничтожает судьбы людей. Да такой посыл тому же Рэйми и в фантазиях привидеться не мог. Он-то думал, что кинокомиксы надо снимать для тупых детей, не закладывая в фильм ровным счетом ничего, а тут вон оно как вышло.
Но для большой драматичной концовки потребовалась такая же большая подводка длиной в два часа. Любовь, долг, свобода, редкие встречи со «злодеями» – все это сделано не для того, чтобы зритель поскорее уснул, а для того, чтобы понять, насколько хреново Пауку будет, когда все это закончится. Редкий случай, когда излишняя «розовость» фильма заполняет его жуткой трагедией. И это высший пилотаж игр с чувствами восприимчивых и сопереживающих зрителей.
Безразличным и хладнокровным подобное смотреть не рекомендую. Этот фильм для эмоций, и в нем есть полный набор: есть места, где надо смеяться, есть места, где надо радоваться зрелищу (очень рекомендую смотреть в 3D, оно тут превосходное), и вот нашлись места, где приходится погрустить. Капитально так погрустить. Пусть тут есть свои неровности и шероховатости, но из всего набора фильмов про «Паука», по моему скромному восприятию, этот самый лучший. Очень буду ждать третью часть и спин-офа про злодеев.
Небольшой бонус
Альтернативное мнение моего коллеги Василия Малышева в виде видеорецензии: